воскресенье, 12 апреля 2009
Скандал вокруг McLaren изрядно попортил впечатление от начала сезона всем поклонникам гонок. Банальная ситуация, когда гонщики поменялись позициями за машиной безопасности, перерастает в громкое дело и грозит дисквалификацией чемпионской команде. Шуму и пересудов уже наделано не меньше, чем из-за "двойных" диффузоров, и то ли еще будет!
Я не буду винить McLaren в смертных грехах, не буду их и оправдывать. А лишь постараюсь собрать воедино и проанализировать ту информацию, которую мы имеем о произошедшем.
читать дальше
29 марта 2009, воскресение, по окончание гонки:
Стюарды рассматривают ситуацию с обгоном Трулли Хэмилтона. Со стороны выглядит так, будто Трулли вылетел с трассы, а затем обогнал Хэмилтона, вернув позицию. Телетрансляция упустила этот момент, но Алексей Попов утверждал, что Льюис в какой-то момент шел третьим, а затем вновь оказался четвертым.
Со слов Трулли ситуация выглядела так: "Когда мы ехали за машиной безопасности, Льюис вышел вперед, но потом внезапно замедлился, почти остановился - я думал, у него возникли проблемы, и вышел вперед - у меня просто не было выбора"
Так или иначе, стюарды делают вывод, что Ярно нарушил правила, и наказывают его прибавкой 25 секунд.
Во время разбирательства Мартин Уитмарш так комментировал ситуацию: "Стюарды рассматривают инцидент, когда Трулли обогнал Хэмилтона за машиной безопасности..." - мог ли он не знать, что Хэмилтон пропустил Трулли по приказу с мостика? Или он осознано играет в ту же игру, что и Дэйв Райан?
Еще до разбирательства у стюардов Хэмилтон успел дать интервью SpeedTV: "Я ехал за Трулли позади машины безопасности..., но он вылетел с трассы, и я был вынужден проехать мимо. По радио мне сказали его пропустить, вернув позицию... не знаю, соответствует ли это регламенту, но в тот момент я ехал третьим".
Позднее именно это интервью стало поводом, побудившим стюардов к повторному разбирательству!
2 апреля 2009, четверг:
Стюарды рассматривают инцедент повторно (что уже само по себе уникально!) и, на этот раз, в качестве материалов привлекают запись радиопереговоров команды с пилотом:
Льюис Хэмилтон: Toyota ушла с траектории во втором повороте, это нормально?
Льюис Хэмилтон: Он вне трассы, он зашел широко.
Команда: Льюис, нужно позволить Toyota вернуть позицию. Пропустите её сейчас.
Льюис Хэмилтон: Ок. Он замедлился прямо передо мной.
Команда: Ок, Льюис. Сохраняй позицию, мы поговорим с Чарли.
Льюис Хэмилтон: Я уже его пропустил.
Команда: Ок, Льюис. Все в порядке. Сохраняй позицию. Сохраняй позицию.
Льюис Хэмилтон: Скажите Чарли, я его обогнал. И только что вернул позицию.
Льюис Хэмилтон: Я не должен был его пропускать, я должен вернуть позицию, если он ошибся.
Команда: Да, мы понимаем, Льюис. Действуем по книге. Мы задаём вопрос Чарли. Сейчас ты - четвертый, сохраняй позицию.
Льюис Хэмилтон: Есть информация от Чарли, я могу вернуть позицию?
Команда: Мы ждём ответа, Льюис, ещё ждем.
Команда: Ок, Льюис. Это финальный круг. В конце круга машина безопасности покинет трассу, вы просто финишируете, без обгонов, без обгонов. Мы изучаем вопрос с Трулли, просто сохраняй позицию.
Радиопереговоры свидетельствуют о том, что Трулли обогнал Хэмилтона непреднамеренно. Штраф аннулируют, Трулли возвращают третье место в протоколе.
Хэмилтона и McLaren, за, фактически, дачу ложных показаний, дисквалифицируют. В заявлении стюардов сказано: «Рассмотрев новые обстоятельства инцидента, произошедшего во время Гран При Австралии, стюарды пришли к заключению, что гонщик N1 Льюис Хэмилтон и команда Vodafone McLaren Mercedes действовали в манере, наносящей ущерб проведению соревнований, преднамеренно вводя в заблуждение стюардов на слушании в воскресенье, 29 марта 2009 года, что нарушает статью 151с Международного Спортивного Кодекса.
Напомню - именно за нарушение этой статьи в 2007 году McLaren заплатили $100 млн. штрафа и лишились всех очков в КК. Тогда пилотов признали непричастными к действиям команды и очки в личном зачете сохранили.
В этот же день пресс-служба McLaren выступает с заявлением, в котором, помимо прочего, говорится: "Команда, по ошибке, полагала, что эти переговоры были рассмотрены стюардами ещё 29 марта, и тогда не сочла необходимым их дополнительное обсуждение."
По большому счету - глупость и "отмазка" в чистом виде! С другой стороны, почему стюарды не рассмотрели эту запись? Скольких проблем можно было бы избежать! И еще: можно ли допустить, что те, кто писал этот пресс-релиз, не знали, ЧТО на самом деле говорилось на первом заседании?
Мартин Уитмарш тоже пытается защищать своих подчиненных: "Мы сказали Льюису, чтобы он вернул позицию Трулли. Этого он уже не может отрицать! Не видя инцидента, команда считала это решение наиболее безопасным. Льюиса информировали об этом, он не согласился (о чем тоже свидетельствуют радиопереговоры), но пока шло обсуждение, гонщики поменялись позициями. Когда он (Льюис) обогнал Трулли, мы обратились за консультацией к дирекции гонки. Мы хотели спросить, кто и кому должен вернуть позицию, но дирекция гонки была занята и не могла ответить за запрос. и это тоже правда Я не знаю, что они подразумевают под формулировкой "преднамеренный ввод в заблуждение", об этом лучше спросить стюардов. Видимо речь о том, что непроанализированная информация о переговорах между гонщиком и командой ввела их в заблуждение"
Выглядит так, будто босс команды действительно не знает о решении, которое приняли и привели в действие его подчиненные: спортивный директор и пилот. Или он пытается найти хоть какую-то возможность их оправдать?
В ответ на это FIA выпускает официальное разъяснение, которое не оставляет McLaren никаких шансов списать ситуацию на "взаимное недопонимание":
Во время слушания, проведённого, приблизительно, спустя час после финиша гонки, стюарды и директор гонки расспросили Льюиса Хэмилтона и менеджера команды Дэвида Райана о том, получал ли гонщик команду пропустить Трулли. Гонщик, и менеджер ответили отрицательно. Директор гонки спросил Хэмилтона, не пропускал ли он Трулли намеренно, Хэмилтон ответил отрицательно.
а) Сразу после финиша и до встречи со стюардами Льюис Хэмилтон заявил журналистам, что команда сказала ему пропустить Трулли.
b) Радиообмен между гонщиком и командой содержит два очевидных распоряжения пропустить Toyota.
Крыть уже нечем... В команде поняли, что наделали кучу глупостей, которые могут обернуться для них очень серьезными санкциями, а кроме того - катастрофически испорченной репутацией команды и лично Льюиса Хэмилтона. И они начали искать способы хоть как-то ситуацию исправить.
3 апреля 2009, пятница:
Пресс-служба McLaren сообщила, что спортивный директор команды, Дэйв Райан, отстранен от работы. Позднее выяснилось, что, по сути, он был уволен.
В пресс-релизе глава McLaren Мартин Уитмарш так комментирует свое решение: «За те почти 20 лет, что я работаю в McLaren, я вряд ли встречал более преданного делу человека, чем Дэйв. Он неразрывно связан с командой с 1974-го года, и внес важный вклад в успех, достигнутый на трассах чемпионатов мира. Однако его участие в событиях, происшедших в прошлое воскресенье, прежде всего то, как он объяснялся со стюардами FIA, вызвало серьезные последствия для команды, и мы вынуждены принести свои извинения. В этой связи сегодня утром я отстранил его от работы, и он согласился с моим решением».
"Виновный во всех бедах" найден и уволен. Льюис собирает пресс-конференцию, на которой лично приносит извинения за свои действия:
Льюис Хэмилтон: В Мельбурне я отлично провёл гонку и, едва покинув машину, отвечал на вопросы телевизионных журналистов за боксами. Сразу после этого нас вызвали стюарды и, в ожидании разбирательства инцидента, менеджер команды, Дэйв Райан, проинструктировал меня о том, что нужно умолчать. Так я и сделал. Я приношу искренние извинения стюардам за то, что впустую потратил их время и выставил дураками. Я очень, очень сожалею обо всей этой ситуации, о том, что в неё попала моя команда, о Дэйве, который много лет работал с нами. Я шел к стюардам без задних мыслей, хотел рассказать о произошедшем, но был введён в заблуждение. Я приношу искренние извинения своим болельщикам, которые верили в меня и поддерживали многие годы. Я не лгун. Я - игрок команды. Каждый раз, когда меня просили что-то сделать, я делал, но на этот раз допущена серьёзная ошибка, из которой я извлеку урок.
Вопрос: Вы говорили с Дэйвом Райаном до визита к стюардам? Насколько трудно было давать эти показания?
Льюис Хэмилтон: Всё произошло очень быстро. Я ещё был в комбинезоне, фактически сразу из боксов мы прошли по пит-лейн к офису стюардов и ждали Ярно, там я и получил инструкции. Я действовал, как член команды. У меня не было времени думать, я вошел и сказал, хотя чувствовал себя весьма неловко. Думаю, это было очевидно и стюардам. Это позднее подтвердил Чарли Уайтинг, перед которым Льюис извинился лично.
Вопрос: Вы сказали, что вопрос обсуждался между вами и Дэйвом Райаном. Кто-либо ещё из McLaren участвовал в этом решении?
Льюис Хэмилтон: Это обсуждалось только между мной и Дэйвом...
На протяжении всей пресс-конференции Льюис подчеркивал, насколько ему неприятна эта ситуация, что ему плохо и некомфортно, приносил извинения болельщикам, стюардам, журналистам... Эта пресс-конференция была ему необходима - иначе его репутация была бы испорчена почти безвозвратно. С другой стороны, она породила массу вопросов. Оправдывает ли "командная игра" личную ложь? Почему Льюис сам не принял решение, что говорить стюардам?
Во всяком случае, он признал свою ошибку и извинился. Это хорошо.
Вроде бы даже Хэмилтон хотел покинуть McLaren, в преданности которой не так давно клялся, и Формулу-1 вообще. И будет совсем не удивительно, если этот сезон Льюис проведет подобно Кими в прошлом году - ему теперь, может быть, впервые в жизни, надо искать источники мотивации!
В этот же день, на официальной пресс-конференции в рамках гоночного уикенда, Мартин Уитмарш окончательно разъяснил журналистам ситуацию (в "официальной версии от McLaren"): спортивный директор команды Дэйв Райан сознательно ввел в заблуждение стюардов, и попросил Льюиса Хэмилтона о том же. Он принял решение самостоятельно, ни с кем не посоветовавшись, когда вместе с Хэмилтоном шел на совещание к стюардам.
Команда не приняла удар сообща, а нашла конкретных виновников. Хорошо это или плохо, и что бы было в обратном случае - как знать? Но, по законам менеджмента, конечной инстанцией, несущей ответственность за действия всего коллектива, является руководитель этого коллектива. Даже если он об этих действиях не знал и не принимал в них участия. Поэтому, несмотря на увольнение Райана, отвечать все равно придется Уитмаршу.
И, возможно, именно поэтому, хотя уже выяснены все подробности дела, а виновные наказаны, ФИА несколькими днями позже объявила о вызове McLaren на внеочередное заседание Всемирного Совета. Что будет дальше - узнаем 29 апреля.
Подводя итог, приведу основные вопросы, которые возникают у болельщиков и журналистов, и на которые пока нет однозначного ответа:
1. Действительно ли решение принимал только Дейв Райан, решивший таким образом поднять своего подопечного на позицию выше? Может ли действительно быть так, что никто в команде, кроме Райана и Хэмилтона, не знали подробностей первого заседания стюартов? А если знали - зачем до последнего пытались отрицать очевидное?
2. Почему стюарды гонки за почти три круга не смогли дать разъяснений, кто и кого должен или не должен был обгонять? Неужели кроме Уайтинга это некому сделать?
3. Неужели в McLaren настолько плохо знают правила, что сами не смогли сделать выводы? И почему они не послушали Льюиса, который был уверен, что НЕ ДОЛЖЕН пропускать Трулли обратно?
4. Что теперь делать Льюису? Репутация изрядно подпорчена, и команда, в которую он верил и которой был предан, в этом виновата. Юридически он имеет полное право требовать расторжения своего контракта.
5. Зачем McLaren вызывают на заседание Совета ФИА? Ведь наказание уже приведено в исполнение? Или его не достаточно?
6. Почему Макс Мосли так не любит команду Рона Денниса? 
И напоследок, продублирую здесь голосование, которое висит на главной странице F1news.ru:
Вопрос: Какое решение вы считаете справедливым в ситуации с McLaren?
1. достаточно дисквалификации в Мельбурне |
|
14 |
(46.67%) |
2. Денежный штраф |
|
8 |
(26.67%) |
3. Лишение очков (команды) |
|
3 |
(10%) |
4. Дисквалификация |
|
5 |
(16.67%) |
|
|
|
Всего: |
30 Всего проголосовало: 24 |
@темы:
Мнение,
Дискуссия на тему
Поэтому, каковой бы ни была вина Мака, об этом следует забыть. В конце концов, Хэмильтон дисквалифицирован, Райан уволен - команда с ним разобралась сама, достаточно гарантий Уитмарша, что подобное не повторится.
Эта сволочь даже известна - человек, всеми фибрами души, ненавидящий Рона Денниса, в паддоке лишь один...
Очень хорошо сказал британский журналист Джо Савар: Лично мне нет дела, как Мосли и Деннис относятся друг к другу, однако, если от этого страдает спорт, то я готов сказать, что я об этом думаю. Если они хотят свести старые счеты – никаких проблем: для этого существуют дуэли.
Учитывая не так давно выплывшие наружу эротические привычки Макса - начинают терзать смутные сомнения по поводу причин этой ненависти.
По слухам, Деннис тут не при чём. Есть подозрение, что заказчиком был вообще Берни.
У Мака вялотекущие проблемы с FIA аж с середины 90-х. Вспомним, хотя бы, запрещённые в 98-м дифференцированные тормоза и девайс типа нынешнего KERS - вполне легальные, но... неугодные Жану Тодту и Мосли.
Тойоте сошли с рук гибкие антикрылья, Феттелю и РедБулл - опаснейшая езда на трех колесах, Рено в 2007 - тот же промышленный шпионаж.
Похоже "вялотекущие проблемы с FIA" перешли в стадию открытой конфронтации. На F1news даже выложили чье-то мнение, что Мосли устроит только отставка Денниса (хотя он и так уже к Формуле имеет лишь косвеное отношение!). А теперь они изучают интревью Уитмарша - ищут зацепки чтобы и его во лжи уличить.
Я люблю Ф-1, но от таких событий лишь растет желание, чтобы в названии чемпионата убрали слово "FIA"...
Одна радость - сами гонки в этом сезоне пока что получаются очень интересными!
Есть выход - или надеяться на уход концернов и принципиальных частников в самодеятельную серию, или смотреть Индикар, где ничего подобного нет, а все споры решаются междусобойчиком команд. Как в НХЛ
да уж))) Только вот с трансляцией Индикара (а также НАСКАРа, GP2, А1 и прочих серий) у нас пока еще хуже, чем в прошлом году с Формулой... Я не в европейской части России живу.
Есть еще третий вариант: Мосли наконец уйдет в отставку, благо до конца срока немного осталось, а президентом ФИА избирут кого-то хочь чуточку адекватнее. Хотя бы Тодта. Хотя читала тут про возможных кандидатов: все сплошь "соратники и сподвижники Максимилиана Освальдовича Мосли"....
Кажется, на 7ТВ есть Индикар. Я-то его начинал смотреть ещё на НТВ, когда после Монреаля, неожиданно переключившись, увидел... иные, но не менее напряжённые, гонки.
А главное - там пилоты не хуже. Топовые, само собой.
Не знаю, ходят слухи, что М.О. Мосли не уйдёт. И утянет за собой в могилу Формулу...
Да уж, остается только надеяться!
На 7ТВ вроде бы есть, иногда попадала, и на Наскар тоже. Только, кажется, не всегда полностью и не в прямом эфире. Найти бы еще удобоваримую телепрограмму этого канала!
По идее, можно воспользоваться ip-tv, будет такое есть у твоего провайдера.
Вообще же, я с горечью вспоминаю эпизод с тестами Джеффа Гордона в Williams лет 5-6 назад, когда он всего за 15 кругов вплотную приблизился к времени Ральфа и Монти. Всего 15 кругов! А ведь он гонялся вовсе не в Indy, но в кузовном Наскаре!.. Жаль, не пожелал менять солидный тамошний контракт на здешнюю славу. Потому что, по скорости, очевидно, он превосходил и Вильнёва, и Шумахера, и Хаккинена...