Рано или поздно. Так или иначе. ©Макс Фрай
В последние годы, наблюдая за чемпионатами Ф1, мы постоянно слышим о рекордах Себастьяна Феттеля. Вот он обошел по числу побед легендарного Фанхио, вот побил "вечный" рекорд Менселла по числу поулов за сезон, а по количеству этих поулов в карьере обогнал Джима Кларка... И вроде бы выше только Звёзды (т.е. Сенна-Прост-Шумахер, да и то не везде). Иной раз, особенно для тех, кто знаком с Королевой Автоспорта недавно, может сложиться впечатление, что еще чуток - и Себ соберет все возможные лавры, и самого Шумахера одолеет. Тем более что последний порядком сдал и уже не производит впечатления непобедимого.
Но нет. Статистика Формулы-1 разнообразна и крайне интересна. Шумахер, Сенна, Прост и Феттель иже с ними - уникальные пилоты и звезды своего времени, на счету их множество достижений. Но помимо них есть еще много невероятных рекордсменов! О них и поговорим!
читать дальше
Лишь двое пилотов за всю историю Ф1 превзошли рубеж в 300 ГП, их имена называть, думаю, нет необходимости. До этой планки Себастьяну далеко, но время у него еще есть. Но вот что интересно: в десятке самых "опытных" пилотов пятеро - итальянцы! На их общем счету 1173 ГП. а Ярно Трулли всего одно Гран-При не дотянул до продержавшегося многие годы непотопляемого рекорда Патрезе в 257ГП
Себастьян, конечно, собрал в этом отношении почти всё, что было возможно: самый молодой участник ГП, обладатель поула, победитель, лидер гонки, обладатель хет-трика, Большого шлема, чемпион, двукратный чемпион; имеет отличные шансы стать самым молодым трехкратным... Но!
Самый молодой пилотом, вышедший на старт гонки — Хайме Альгерсуари, 19 лет 125 дней.
Самый молодой пилот, стартовавший с первого ряда (но второго места): Рикардо Родригес, 19 лет 208 дней - аж в 1961 году!!!
Самый молодой обладатель быстрейшего круга: Нико Росберг, 20 лет 144 дня (Себ только четвертый, и это единственный пункт в статистике быстрейших кругов, где он присутствует вообще!)
25 побед Себа смотрятся не слишком весомо на фоне 91-й Шумахера, но у Себа еще всё впереди. Тем более, что Великого Фанхио он уже обогнал. Однако, в процентном соотношении Пятикратный Чемпион вне досягаемости для современных пилотов: он выиграл 46% гонок, в которых стартовал! Почти половину!!
А Альберто Аскари в 1952-м выиграл 75% всех гонок сезона. Ну и что, что их было всего 8...
Еще истории Ф1 известен случай, когда гонку выиграл абсолютный дебютант. И это не первая гонка в 1950-м, и даже не Инди-500 (там тоже таковое бывало, но Инди - особый случай). Итальянец Джанкарло Багетти выиграл свою дебютную гонку в 1961-м во Франции. Впрочем, затем дела его шли не слишком успешно
Наибольшее количество гонок до первой победы провел Марк Веббер - 130! Также в этом списке многие знакомые нам имена: Баррикелло (125), Трулли (119), Баттон (113), Росберг (111), Физикелла (110), Хаккинен (96). Как видите, долгое отсутствие побед - не повод сдаваться!
"антирейтинг" по числу гонок без победы в итоге, возглавляет Андреа деКрэшарис Чезарис с 214 ГП. Но о нем мы поговорим отдельно.
И напоследок, абсолютно удивительный факт: наихудшая позиция, с которой была одержана победа: 22-я. Отличился Джон Уотсон на ГП США-запад в 1983м.
Начнем с того, что "вечный" рекорд Найджа по поулам за сезон пал лишь по общему количеству. Однако, гонок в 1992-м было всего 16, и 14 поулов выглядят куда весомее, нежели 15 в 19-ти гонках! Так что Менселл, стартовавший в 92-м с поула в 88% гонок по прежнему вне досягаемости, Себу же досталось и вовсе третье место с его 79%. Второе с честью делят Прост и Сенна)))
Догнать Шумахера и Сенну по общему числу поулов Себу по силам. А вот догнать Фанхио по доле поулов в общем числе стартов (55,7%) - задача из области фантастики. Да и до 8 поулов подряд Айртона Сенны тоже далеко.
С первого ряда Себ стартовал 47 раз, 48,5% своих стартов. Весомая цифра. Но цифра 92,3% впечатляет куда больше, тем более что даже второе место в рейтинге она превосходит на треть. Великий Хуан-Мануэль Фанхио лишь четырежды начинал гонку, глядя не на чистую трассу, а в спину соперникам. Лишь однажды он стартовал восьмым - в последнем своем Гран-При, все же остальные гонки начинал не далее чем с 4-го места на решетке. Как вам такой рекорд?
Тут большая часть рекордов на счету Михаэля Шумахера. В частности, ему принадлежит уникальное достижение в 100% подиумов за сезон и 51% подиумов в карьере (а до "второго пришествия" эта цифра равнялась и вовсе 60%).
Однако и здесь есть свои чудеса.
Например, 100% подиумов в карьере в Ф1 на счету Дорино Серафини. Никогда о таком не слышали? Не удивительно. Он стартовал лишь в одном Гран-При в Италии 1950 года, но на середине дистанции передал машину Альберто Аскари, который и финишировал вторым, а подиум засчитан обоим пилотам, разделив очки - нормальная практика тех лет.
Неподражаемые 19 Гран-при лидерства от старта до финиша Айртона Сенны превзойти смогут не скоро. Феттель, ближайший кто может это сделать, имеет на своем счету лишь 6 подобных достижений.
А уж по количеству кругов и километров лидирования и вовсе на пятки ему наступает Фернандо Алонсо! (1652/1646 кругов лидирования соответственно)
По количеству кругов лидирования подряд Феттель и вовсе восьмой, и лишь третий из ныне действующих пилотов (хотя, может исправить это уже в следующем Гран-При). Ближайший его соперник (внимание!) - Марк Уэббер, лидировавший 159 кругов подряд с ГП Испании до ГП Турции в 2010-м году; его на 3 круга превосходит Кими Райкконен, чья серия из 162 кругов была еще в 2005-м.
Семь титулов Шумахера и пять - Фанхио, пожалуй, помнят все.
Наименьшее количество сезонов до завоевания титула (сезоны 1950-51 в расчет не идут) понадобилось Жаку Вильневу и Льюису Хэмилтону, которые стали Чемпионами уже во второй год своей карьеры в Ф1 (и вицечемпионами в дебютный, начав карьеру с подиума). С этим рекордом Себу уже не потягаться.
Достойный уважения, хоть и не радостный рекорд: сэр Стирлинг Мосс четырежды становился вицечемпионом, но так ни разу и не стал Чемпионом мира.
Совсем уж печальное "достижение": единственный Чемпион Мира посмертно, Йохен Риндт, разбился в Монце, но за два последующих Гран-При его очки никто не смог побить...
Сезон 2012 ознаменовался рекордными семью победителями в семи первых гонках. Впрочем, дальше пошли повторы)). А вот в 1982-м году сезон начался не столь удивительно, зато по ходу чемпионата на вершину пьедестала поднимались 11 (!!!) разных пилотов.
Обратная ситуация: четырежды в истории (1950, 1952, 1963, 1988) победы между собой делили всего трое.
Гран-При Италии 2011 ознаменовалось феноменальным финишем пяти Чемпионов мира на пяти первых позициях. В этом году выступают шестеро чемпионов, но пока рекорд не повторен и не превзойден...
Самая короткая карьера в Формуле-1: Марко Апичелла. В 1993-м принял участие в Гран-при Италии в составе Джордан, квалифицировался 23-м, попал в завал на старте, проехав всего около 800 метров, более участия в Гран-При Ф1 не принимал. Вот уж где Эпик Фэйл.
Количество финишей в сезоне: по 18 финишей за сезон имеют семеро пилотов. Однако лишь у Ника Хайдфельда они пришлись на 18 Гран-При в 2008-м, для остальных шести это были сезоны из 19-ти гонок.
Наибольшее число пит-стопов у победителя: 6, Баттон, Канада-2011. Там же - самая низкая средняя скорость в гонке, 74,8 км/ч. Там же - рекордное число пейс-каров, 6 за гонку.
Самая высокая скорость, зафиксированная в сессиях Гран-При: 372,6 км/ч
, Монтойя, Италия-2005. Ему же принадлежит рекорд средней скорости на круге, 262,2 км/ч, там же, годом ранее. ничего не боится Монтойя, да!
Самый плотный финиш: Италия-71, пятеро пилотов уложились в 0,61 секунды, а пару лидеров разделила 0,01с. США-2002 с 0,011 секунды стоит в этом рейтинге на втором месте лишь потому, что результат измерялся с точностью до тысячной, а не до десятой доли секунды, как в 1971-м году.
Наибольшее число пенальти за сезон: 9, Мальдонадо, 2012 (мне одной кажется, что больше?))))
Отдельной строкой. Андреа де Чезарис. Уникальный персонаж в истории Формулы-1. де Чезарис провел в Ф1 15 сезонов, 214 Гран-При, завоевал один поул, один быстрейший круг, пять подиумов, полидировал 32 круга... Но запомнился не этим. А рекордными 148 сходами в 208 гонках , в которых стартовал (из них 22 подряд). С ним случалось всё, что только можно: развороты, проколы, аварии, технические отказы, нехватка топлива, даже невероятная и непонятная потеря огнетушителя... почти 72% своих гонок де Чезарис не закончил, за что заслуженно получил прозвище де Крэшарис. В 1987-м он не финишировал НИ РАЗУ (правда, в одной из гонок, в Бельгии, сошел на последнем круге из-за нехватки топлива и был классифицирован третьим!), в 1986-м на его счету всего один финиш, еще в нескольких сезонах - по 2-3. При этом в таланте гонщика Андреа не откажешь: из 60 финишей 20 были в очках, еще 30 - в десятке. Книги нужно писать об этом человеке!
Ну и на сладкое. Самый "быстрый" штраф в карьере. Себастьян Феттель дебютировал в официальных сессиях Гран-При Формулы-1 в Турции-2006, в качестве тест-пилота БМВ. Тогда команды могли выставлять по пятницам третью машину, так что Себ никого не "подменял" как в последние годы, а тренировался вполне самостоятельно. И даже поставил лучшее время во второй пятничной практике, став самым молодым пилотом и по этому показателю. Но знаменателен тот Гран-При стал не только этим. В первой пятничной тренировке, впервые в карьере выводя болид на трассу, Себастьян превысил скорость на пит-лейн (видимо, так не терпелось!)))), в результате чего первый свой штраф он фактически заработал через 6 секунд после формального начала карьеры... Кому слабо превзойти??
Но нет. Статистика Формулы-1 разнообразна и крайне интересна. Шумахер, Сенна, Прост и Феттель иже с ними - уникальные пилоты и звезды своего времени, на счету их множество достижений. Но помимо них есть еще много невероятных рекордсменов! О них и поговорим!
читать дальше
Старты в Гран-При.
Лишь двое пилотов за всю историю Ф1 превзошли рубеж в 300 ГП, их имена называть, думаю, нет необходимости. До этой планки Себастьяну далеко, но время у него еще есть. Но вот что интересно: в десятке самых "опытных" пилотов пятеро - итальянцы! На их общем счету 1173 ГП. а Ярно Трулли всего одно Гран-При не дотянул до продержавшегося многие годы непотопляемого рекорда Патрезе в 257ГП
Про молодость.
Себастьян, конечно, собрал в этом отношении почти всё, что было возможно: самый молодой участник ГП, обладатель поула, победитель, лидер гонки, обладатель хет-трика, Большого шлема, чемпион, двукратный чемпион; имеет отличные шансы стать самым молодым трехкратным... Но!
Самый молодой пилотом, вышедший на старт гонки — Хайме Альгерсуари, 19 лет 125 дней.
Самый молодой пилот, стартовавший с первого ряда (но второго места): Рикардо Родригес, 19 лет 208 дней - аж в 1961 году!!!
Самый молодой обладатель быстрейшего круга: Нико Росберг, 20 лет 144 дня (Себ только четвертый, и это единственный пункт в статистике быстрейших кругов, где он присутствует вообще!)
Победы
25 побед Себа смотрятся не слишком весомо на фоне 91-й Шумахера, но у Себа еще всё впереди. Тем более, что Великого Фанхио он уже обогнал. Однако, в процентном соотношении Пятикратный Чемпион вне досягаемости для современных пилотов: он выиграл 46% гонок, в которых стартовал! Почти половину!!
А Альберто Аскари в 1952-м выиграл 75% всех гонок сезона. Ну и что, что их было всего 8...
Еще истории Ф1 известен случай, когда гонку выиграл абсолютный дебютант. И это не первая гонка в 1950-м, и даже не Инди-500 (там тоже таковое бывало, но Инди - особый случай). Итальянец Джанкарло Багетти выиграл свою дебютную гонку в 1961-м во Франции. Впрочем, затем дела его шли не слишком успешно

Наибольшее количество гонок до первой победы провел Марк Веббер - 130! Также в этом списке многие знакомые нам имена: Баррикелло (125), Трулли (119), Баттон (113), Росберг (111), Физикелла (110), Хаккинен (96). Как видите, долгое отсутствие побед - не повод сдаваться!
"антирейтинг" по числу гонок без победы в итоге, возглавляет Андреа де
И напоследок, абсолютно удивительный факт: наихудшая позиция, с которой была одержана победа: 22-я. Отличился Джон Уотсон на ГП США-запад в 1983м.
Поулы.
Начнем с того, что "вечный" рекорд Найджа по поулам за сезон пал лишь по общему количеству. Однако, гонок в 1992-м было всего 16, и 14 поулов выглядят куда весомее, нежели 15 в 19-ти гонках! Так что Менселл, стартовавший в 92-м с поула в 88% гонок по прежнему вне досягаемости, Себу же досталось и вовсе третье место с его 79%. Второе с честью делят Прост и Сенна)))
Догнать Шумахера и Сенну по общему числу поулов Себу по силам. А вот догнать Фанхио по доле поулов в общем числе стартов (55,7%) - задача из области фантастики. Да и до 8 поулов подряд Айртона Сенны тоже далеко.
С первого ряда Себ стартовал 47 раз, 48,5% своих стартов. Весомая цифра. Но цифра 92,3% впечатляет куда больше, тем более что даже второе место в рейтинге она превосходит на треть. Великий Хуан-Мануэль Фанхио лишь четырежды начинал гонку, глядя не на чистую трассу, а в спину соперникам. Лишь однажды он стартовал восьмым - в последнем своем Гран-При, все же остальные гонки начинал не далее чем с 4-го места на решетке. Как вам такой рекорд?
Подиумы
Тут большая часть рекордов на счету Михаэля Шумахера. В частности, ему принадлежит уникальное достижение в 100% подиумов за сезон и 51% подиумов в карьере (а до "второго пришествия" эта цифра равнялась и вовсе 60%).
Однако и здесь есть свои чудеса.
Например, 100% подиумов в карьере в Ф1 на счету Дорино Серафини. Никогда о таком не слышали? Не удивительно. Он стартовал лишь в одном Гран-При в Италии 1950 года, но на середине дистанции передал машину Альберто Аскари, который и финишировал вторым, а подиум засчитан обоим пилотам, разделив очки - нормальная практика тех лет.
Лидерство в гонке
Неподражаемые 19 Гран-при лидерства от старта до финиша Айртона Сенны превзойти смогут не скоро. Феттель, ближайший кто может это сделать, имеет на своем счету лишь 6 подобных достижений.
А уж по количеству кругов и километров лидирования и вовсе на пятки ему наступает Фернандо Алонсо! (1652/1646 кругов лидирования соответственно)
По количеству кругов лидирования подряд Феттель и вовсе восьмой, и лишь третий из ныне действующих пилотов (хотя, может исправить это уже в следующем Гран-При). Ближайший его соперник (внимание!) - Марк Уэббер, лидировавший 159 кругов подряд с ГП Испании до ГП Турции в 2010-м году; его на 3 круга превосходит Кими Райкконен, чья серия из 162 кругов была еще в 2005-м.
Чемпионство
Семь титулов Шумахера и пять - Фанхио, пожалуй, помнят все.
Наименьшее количество сезонов до завоевания титула (сезоны 1950-51 в расчет не идут) понадобилось Жаку Вильневу и Льюису Хэмилтону, которые стали Чемпионами уже во второй год своей карьеры в Ф1 (и вицечемпионами в дебютный, начав карьеру с подиума). С этим рекордом Себу уже не потягаться.
Достойный уважения, хоть и не радостный рекорд: сэр Стирлинг Мосс четырежды становился вицечемпионом, но так ни разу и не стал Чемпионом мира.
Совсем уж печальное "достижение": единственный Чемпион Мира посмертно, Йохен Риндт, разбился в Монце, но за два последующих Гран-При его очки никто не смог побить...
Прочие интересности.
Сезон 2012 ознаменовался рекордными семью победителями в семи первых гонках. Впрочем, дальше пошли повторы)). А вот в 1982-м году сезон начался не столь удивительно, зато по ходу чемпионата на вершину пьедестала поднимались 11 (!!!) разных пилотов.
Обратная ситуация: четырежды в истории (1950, 1952, 1963, 1988) победы между собой делили всего трое.
Гран-При Италии 2011 ознаменовалось феноменальным финишем пяти Чемпионов мира на пяти первых позициях. В этом году выступают шестеро чемпионов, но пока рекорд не повторен и не превзойден...
Самая короткая карьера в Формуле-1: Марко Апичелла. В 1993-м принял участие в Гран-при Италии в составе Джордан, квалифицировался 23-м, попал в завал на старте, проехав всего около 800 метров, более участия в Гран-При Ф1 не принимал. Вот уж где Эпик Фэйл.
Количество финишей в сезоне: по 18 финишей за сезон имеют семеро пилотов. Однако лишь у Ника Хайдфельда они пришлись на 18 Гран-При в 2008-м, для остальных шести это были сезоны из 19-ти гонок.
Наибольшее число пит-стопов у победителя: 6, Баттон, Канада-2011. Там же - самая низкая средняя скорость в гонке, 74,8 км/ч. Там же - рекордное число пейс-каров, 6 за гонку.
Самая высокая скорость, зафиксированная в сессиях Гран-При: 372,6 км/ч


Самый плотный финиш: Италия-71, пятеро пилотов уложились в 0,61 секунды, а пару лидеров разделила 0,01с. США-2002 с 0,011 секунды стоит в этом рейтинге на втором месте лишь потому, что результат измерялся с точностью до тысячной, а не до десятой доли секунды, как в 1971-м году.
Наибольшее число пенальти за сезон: 9, Мальдонадо, 2012 (мне одной кажется, что больше?))))
Отдельной строкой. Андреа де Чезарис. Уникальный персонаж в истории Формулы-1. де Чезарис провел в Ф1 15 сезонов, 214 Гран-При, завоевал один поул, один быстрейший круг, пять подиумов, полидировал 32 круга... Но запомнился не этим. А рекордными 148 сходами в 208 гонках , в которых стартовал (из них 22 подряд). С ним случалось всё, что только можно: развороты, проколы, аварии, технические отказы, нехватка топлива, даже невероятная и непонятная потеря огнетушителя... почти 72% своих гонок де Чезарис не закончил, за что заслуженно получил прозвище де Крэшарис. В 1987-м он не финишировал НИ РАЗУ (правда, в одной из гонок, в Бельгии, сошел на последнем круге из-за нехватки топлива и был классифицирован третьим!), в 1986-м на его счету всего один финиш, еще в нескольких сезонах - по 2-3. При этом в таланте гонщика Андреа не откажешь: из 60 финишей 20 были в очках, еще 30 - в десятке. Книги нужно писать об этом человеке!
Ну и на сладкое. Самый "быстрый" штраф в карьере. Себастьян Феттель дебютировал в официальных сессиях Гран-При Формулы-1 в Турции-2006, в качестве тест-пилота БМВ. Тогда команды могли выставлять по пятницам третью машину, так что Себ никого не "подменял" как в последние годы, а тренировался вполне самостоятельно. И даже поставил лучшее время во второй пятничной практике, став самым молодым пилотом и по этому показателю. Но знаменателен тот Гран-При стал не только этим. В первой пятничной тренировке, впервые в карьере выводя болид на трассу, Себастьян превысил скорость на пит-лейн (видимо, так не терпелось!)))), в результате чего первый свой штраф он фактически заработал через 6 секунд после формального начала карьеры... Кому слабо превзойти??

@темы: рекорды
процентное соотношение по лидированию очень спорная шкала для оценки достижений. Например, 100% подиумов в карьере в Ф1 на счету Дорино Серафини. Никогда о таком не слышали? Не удивительно. Он стартовал лишь в одном Гран-При в Италии 1950 года, это тому подтверждение
Процентное соотношение, понятие, конечно, относительное и применять его имеет смысл только для "длинных" карьер. Дорино Серафини - пример, скорее, из области формульных курьёзов (есть еще Маркус Винкельхок, лидировавший не менее круга по ходу всех ГП, в которых стартовал, причем на хилом Спайкере).
Статистика быстрых кругов вообще преимущественно из Кими и Шуми и состоит)) В абсолютном и процентном выражении за сезон у них равные рекорды: 10 БК, 55,5% сезона, но Кими умудрился установить по 10 БК дважды, в 2005 и 2008 годах!
Фанхио и Аскари, за счет короткого сезона, по процентам впереди. Зато Кими впереди Шумахера и второй в абсолюте как обладатель серии из 6 БК подряд, больше только у Аскари - 7.
В списке по общему числу БК за карьеру всё сплошь чемпионы: Прост, Лауда, Менселл, Фанхио, Пике, Кларк, Бергер, Хаккинен (последовательность не соблюла).
А вот в рейтинге БК за сезон присутствует Марк Уэббер с его 7 лучшими кругами в 2011-м! И он единственный не-чемпион, попавший в списки рекордсменов по быстрейшим кругам (ну, кроме рекордсменов по возрасту на момент установления БК)
Каждый имеет право любить или не любить того или иного пилота, болеть за своего кумира и "против" его соперников. Просьба лишь оставаться в рамках правил сообщества! *тут пока, ттт, всё ОК*
Я тоже далеко не безгрешна, отдельных персонажей не жалую, поэтому весьма чувствительно отношусь к тому, получается ли в таких текстах соблюсти нейтральность и непредвзятость,)))
за Феттелем и так видно все его косяки, но когда оспаривают его действительные достижения, не очень приятно для болельщика)