Violettmoon
Рано или поздно. Так или иначе. ©Макс Фрай
25 сентября 2011 года на трассе Марина Бей состоится очередной, четвертый по счету, Гран-При Сингапура Формулы-1.
Уникальная гонка на уникальной трассе, проложенной по улицам островного города-государства, на фоне футуристических небоскребов и колониальной архитектуры. Первая и на данный момент единственная ночная гонка в календаре Ф1, проходящая полностью при искусственном освещении.
Сингапур поражает экзотичностью и новизной, он - новинка для обитателей паддока, ранее бывавших здесь разве что проездом. Кажется, что и гонки для Сингапура - дело новое, незнакомое. О какой истории может быть речь, если истории той - всего три года?

Однако это не так!
Гоночная история Сингапура не так обширна и солидна, как Монцы и Сильверстоуна, однако тоже довольно стара. Вот например как вам такое?


Это реклама второго Гран-При Сингапура, однако уже седьмой гонки, проводившейся на территории этого города.
Самая же первая прошла в далеком 1961-м году.


Трасса длинной 4.865 км пролегла через парк по Old Upper Thomson Road и Thomson Road:

Длиннейшая прямая и три жесточайших торможения в шпильках - вполне в духе современных треков Германа Тильке!
Посмотреть на карте

Правда, к Большим Призам Ф1 та гонка не имела никакого отношения. На старт первых заездов в Сингапуре вышли машины Formula Libre. А выиграл первый Гран-При Сингапура Ян Барнвелл на Aston Martin DB3S.
Гонки на Thomson Road Grand Prix circuit продолжились в 1962-м году, под именем Гран-При Малайзии, в состав которой входил Сингапур (да-да, автогонки в Малайзии тоже начались не только с Сепангом!)).
В 1966-м Сингапур обрел независимость, Гран-При переименовали и проводили до 1973-го года по правилам Формулы Libre и Австралийской Ф2. Ах да, кроме автомобильных проводились и мото-гонки.


Список победителей Гран-При Сингапура 1966-73 гг.:
1966 – Lee Han Seng (Singapore) – Lotus 22
1967 – Rodney Seow (Singapore) – Merlyn
1968 – Garrie Cooper (Australia) – Elfin 600-Ford
1969 – Graeme Lawrence (Australia) – McLaren M4A
1970 – Graeme Lawrence (Australia) – Ferrari Dino 246
1971 – Graeme Lawrence (Australia) – Brabham BT29
1972 – Max Stewart (Australia) – Mildren Waggott
1973 – Vern Schuppan (Australia) – March 722-Hart (выступал в Ф1 в 70-х, лучший результат - 7-е место в Гран-При Германии-77 за Team Surtees, выиграл 24 часа Ле-Мана в 1983-м на Порше. В первом своем Гран-При Ф1 в Бельгии-71 не стартовал, т.к. отдал машину.... Хельмуту Марко...)

Прекратили проведение гонок в Сингапуре, как это часто бывало, из-за серии смертельных аварий.

Однако прошло три с половиной десятилетия, Берни Экклостоун обратил свои взоры на коммерчески перспективные страны Азии, и рев гоночных моторов вернулся на остров Сингапур. Всего в десятке километров к юго-востоку от старой трассы по улицам мегаполиса пролегла трасса новая, главной "фишкой" которой стало искусственное освещение, позволяющее проводить гонку ночью, в удобное для европейской аудитории время.


О достоинствах и недостатках этого трека можно спорить долго, однако надо признать: Гран-При Сингапура 2008 запомнится надолго!
Сансационной победой Алонсо с 15-го места, не менее сенсационным скандалом годом позднее относительно "анатомии" этой победы и роли Нельсиньо Пике в ее завоевании. Эпическим пит-стопом Фелипе Массы, возможно, лишившим его титула (а не Пике, как любит сокрушаться Фелипе). Ну и потрясающими панорамами ночного города, конечно же!


Факты Гран-При Сингапура:
- в трех гонках машина безопасности выезжала 5 раз - 100% вероятность. Такая же только у Кореи, но там была всего 1 гонка.
- в трех гонках выиграли три разные команды (Рено, МакЛарен, Феррари), Фернандо Алонсо выиграл за две из них.
- трасса закручена против часовой стрелки, так же, как Интерлагос, Истанбул Парк и Яс Марина.
- трасса насчитывает 23 поворота, больше только в Валенсии (25, но там часть можно назвать поворотом лишь условно). Поэтому количество переключений передач здесь просто огромно - 80 раз за круг.
- в первых двух Гран-При Сингапура финишировали 14 пилотов из 20, в третьем - 15 из 24.
- несмотря на то, что Сингапур - ближайший сосед Малайзии и находится почти на экваторе, все три гонки были сухими.
- Адриана Сутиля можно назвать чемпионом по аварийности в Сингапуре, он попадал в аварии во всех трех гонках (в одной, правда, в итоге не сошел с дистанции, зато две другие аварии стали причиной пейс-каров). Дважды из трех раз Адриан "находил" на трассе Ника Хайдфельда.... Ну или Ник его...
- Во всех трех гонках на подиуме были испанец, немец и подданный Британской короны (правда, один из них - австралиец). Испанец везде один и тот же, а вот немцы не повторялись ни разу!
- Худшая позиция Феттеля на финише - 5-я, еще на ТороРоссо. Его шансы на титул уже в этот уикенд как нельзя высоки!

Уже совсем скоро мы узнаем, продолжит ли трасса Марина Бей традиции и статистику первых трех гонок или преподнесет нам что-то новое!
Какие изменения принесут Пирелли и DRS? Ждем с нетерпением!

@темы: история