Violettmoon
Рано или поздно. Так или иначе. ©Макс Фрай
Монца - трасса не менее легендарная и великолепная, чем Спа. И всего на год моложе бельгийской.
Только вдумайтесь в цифру: 240 км/ч... И это здесь СРЕДНЯЯ скорость на круге!

Королевский парк, по дорожкам которого пролегла знаменитая трасса, расположен близ городка Монца, северного пригорода Милана. Смотреть на карте

В 1921 году в Брешии (примерно в 80 км восточнее Монцы) был проведен первый в истории Гран-При Италии. Его успех побудил итальянскую автомобильную общественность соорудить стационарный трек для таких соревнований. За дело взялся Автоклуб Милана. Его глава Артуро Мерцанти выбрал для постройки трассы парк в Монце, а проектирование было поручено инженерам Альфредо Росселли и Пьеро Пуричелли. Согласно первоначальному плану, трасса имела длину 14 км и представляла из себя два параллельно расположенных неправильных овала разных размеров с одним наклонным виражом. 26 февраля 1922 года лучшие итальянские гонщики того времени, Винченцо Лянча и Феличе Наццаро, торжественно вынули лопатами первые куски дерна, и стройка началась. Но продолжалась она всего два дня: Министерство культуры Италии потребовало прекратить работы по причине «художественной, архитектурной и ландшафтной ценности парка». В конце концов чиновники согласились на постройку трассы, но потребовали полностью изменить проект, чтобы минимизировать вырубку деревьев и использовать уже существующие дорожки парка. Легенда гласит, что эту нетривиальную задачу Росселли решил, случайно положив рядом чертеж одного из рабочих вариантов и схему Индианаполиса...

Трасса была построена в рекордно короткий срок: с мая по июль 1922 года, всего за 110 дней!!!
Длина трека составила 10 км. Открытие трассы состоялось 3 сентября 1922 года. На тот момент это был третий постоянный автодром в мире, после Бруклэндса и Индианаполиса. 10 сентября 1922 года на нём прошёл второй в истории Гран-при Италии, который посетило более 150 тысяч зрителей (сейчас бы такую заполняемость некоторым трассам!)



Однако техника прогрессировала, скорости росли. Предполагаемые проектом трассы 200 км/ч быстро были оставлены позади. Безопасность же оставляла желать лучшего, из-за чего трасса регулярно подвергалась реконструкциям и изменениям конфигурации. На Гран-при Италии 1928 года произошёл один из самых трагических инцидентов за всю историю автоспорта, закончившийся смертью гонщика Эмилио Матерасси и 27 зрителей.
На Гран-При Италии 1933 года три пилота погибли в одном и том же месте, в профилированном Curva Sud - считается, что это произошло из-за масла, вытекающего из машины графа Тросси. Несколько последующих гонок (1935-37гг.) были проведены на комбинированной трассе, включающей дорожную часть с тремя шиканами на месте современных, и южный вираж с двумя шиканами (эту конфигурация, которую предложил президент комитета по автоспорту Винченцо Флорио, поэтому она носит его имя):

Это, пожалуй, самая оригинальная и неожиданная из существовавших конфигураций трассы в Монце.

В 1938—39 гг. произошла крупная перестройка, были возведены новые трибуны и входы, заново положено покрытие. Старые виражи были разрушены, также были перемещены отдельные части трассы и добавлено два новых поворота. До войны новая конфигурация трассы так и не была использована, а во время нее трек использовался для различных нужд: хранения военной техники, размещения зоопарка, архивов и учреждений. Милан, как крупный промышленный и военный центр, подвергался интенсивным ковровым бомбардировкам. Кроме того, 14 мая 1945 года союзными войсками в Королевском парке был проведен парад Победы, в ходе которого по асфальту автодрома прошла вся бронетехника и артиллерия одной из бронетанковых дивизий, сильно повредившая полотно. Однако после войны за 2 месяца автодром был обновлен, а 17 октября 1948 года был проведён очередной Гран-при.


Монца стала ареной борьбы и в рамках созданного в 1950-м году Чемпионата Мира Формулы-1, и лишь однажды покидала календарь - в 1980 году, когда состоялся дебют автодрома Энцо и Дино Феррари в Имоле.

Четырежды, в 1955, 1956, 1960 и 1961 годах использовалась комбинированная 10-км конфигурация со скоростным овалом. Во время последней из них произошла серьезная авария. На входе в Параболику Вольфганг фон Трипс не удержал Ferrari и врезался в трибуну. Пилот и еще 11 зрителей погибли. Несмотря на тот факт, что не профилированные повороты послужили причиной этой катастрофы, гонки Формулы-1 больше на овале никогда не проводились (за исключением съёмок фильма «Большой приз» в 1966 году).
Овал Монцы существует и поныне, однако в весьма разрушенном, заброшенном состоянии. Британский журналист Крис Балфе создал петицию с целью сохранить его как важный элемент исторического наследия автоспорта: www.monzasopraelevata.it/petizione.php

Во время свободных заездов перед Гран При Италии, 5 сентября 1970 на Lotus Йохена Риндта отказали тормоза в той же Параболике, машина пробила слабое основание заграждения, и гонщик погиб...

В 1972 году в конфигурацию трассы добавили две шиканы, призванные снизить рост скоростей. Одна из них позже получит имя Аскари, разбившегося здесь на тестах. Мотоциклы Гран-при продолжали пользоваться исходной трассой до тех пор, пока две гонки не стали результатом пяти смертей в 1973 году (среди погибших были Ренцо Пазолини и Ярно Сааринен. В честь последнего получил свое имя Ярно Трулли). Шиканы были признаны недостаточно эффективными для замедления машин и одна из них была переделана в 1974 году, другая — в 1976 году, а также в том же году была добавлена третья, с расширенной полосой безопасности. Различные работы по увеличению безопасности велись на протяжении всех 80-х. После гибели Айртона Сенны на Гран-при Сан-Марино в 1994 году, в течение 1994—95 годов три главных поворота были «ужаты» c тем, чтобы разместить широкие гравийные ловушки.
Всего за годы существования трассы здесь погибло 52 гонщика и 35 зрителей и маршалов. Свою последнюю жертву в Ф1 Монца забрала в 2000-м, когда колесо, отлетевшее от одного из болидов, попавших в завал во втором повороте (кажется, это был Arrows) убило маршала...

На настоящий момент автодром состоит из трёх трасс: главная (Гран-при) длиной 5,793 км, «младшая» (Junior) трасса длиной 2,405 км и заброшенный высокоскоростной овал длиной 4,25 км.


Славные моменты истории
В 1956-м году Луиджи Пиотти, пристроившись сзади, дотолкал напарника и претендента на титул Стирлинга Мосса, у которого закончилось топливо, до боксов. Мосс гонку в итоге выиграл. А чемпионат выиграл Фанхио, сошедший в середине дистанции. Этап в Монце тогда закрывал сезон, и Питер Коллинз по собственной инициативе покинул кокпит, уступив его напарнику по Феррари, сказав что-то вроде: «Я еще молод и успею выиграть свой титул». Увы, не успел.

Гран-При Италии 1971-го останется в истории как гонка с самым плотным финишем: отрывы первой пятерки составили составили 0,01 – 0,09 – 0,18 и 0,61 секунды. А выиграл гонку Питер Геттин на BRM, стартовавший 11-м!

В 2008-м гонку в Монце выиграл тогда еще совсем юный Себастьян Феттель. Под дождем, на экс-Мinardi, хоть и срисованной с прошлогоднего RedBull, но в целом не слишком быстрой машине.
И это лишь малая часть того, что повидал Королевский парк Монцы.

Ну а когда в Монце выигрывает Феррари... Ликует и празднует, пожалуй, вся Италия! Феррари - это культ, это легенда и жизнь тиффози. Это как футбол в Барселоне. Пилоты Скудерии пользуются здесь абсолютной поддержкой, а рев трибун способен заглушить рев моторов, когда любимец публики совершает обгон! Ну, или когда ошибается и сходит принципиальный соперник...

Кстати, Монца - пожалуй, одна из немногих трасс, о которой написана песня. На русском.


Пятница позади, впереди квалификация и гонка. Что она подарит нам в этот раз? Ждать осталось совсем немного!

@темы: история