19:49 

Историческое превью Гран-При Бельгии

Violettmoon
Рано или поздно. Так или иначе. ©Макс Фрай
Трасса Спа-Франкоршам любима пилотами и болельщиками, и по праву занимает почетное место в списке "классических" и величайших автодромов. Здесь сложились воедино великолепный рельеф с перепадами высот, непредсказуемая погода и скоростные виражи. А началась история великой трассы задолго до стартов Чемпионата Мира Ф1.

Она возникла в 1921 году, благодаря менеджеру газеты La Meuse Жюлю де Тьеру, который предложил использовать дороги, соединяющие местные населенные пункты Спа, Малмеди, Франкоршам и Ставелот, как гоночную трассу. Она должна была начинаться у города Франкоршам, идти по долине реки О Руж, спускаться к деревне Бурневилль, потом устремляться в район поселений Маста и Ставло. Предложение было принято, и вскоре здесь начали активно проводиться гонки.


С 1921-го на трассе проводились мотоциклетные гонки, в 1924 году была проведена гонка 24 часа Франкоршам, в 1925 году – первый Гран-при Бельгии, который выиграл Антонио Аскари, отец будущего Чемпиона Мира Формулы-1 Альберто Аскари.

Конфигурация первой трассы выглядела так, протяженность её составляла около 15 км:


В 1938-м году на трассе была произведена первая реконструкция, целью которой было повысить среднюю скорость и без того скоростной трассы. Для этого был убран поворот Virage de l'Ancienne Douane («шпилька» у здания таможни), а вместо него участок от La Source до поворота Les Combes связал подъем Raidillon и ставший визитной карточной автодрома поворот Eau Rouge.


Именно в таком виде автодром и принял первый Гран-При Формулы-1 уже в рамках Чемпионата Мира. Тот Гран-При стал 12-м, проводившимся на этой трассе, а выиграл его Хуан-Мануэль Фанхио на Alfa Romeo.

Дороги, по которым пролегал маршрут первой трассы Спа сохранились и используются поныне, посмотреть на конфигурацию "в интерьере" можно тут:maps.google.ru/maps/ms?msa=0&msid=2173697709431...
Кстати, на карте хорошо видна и "шпилька" l'Ancienne Douane рядом с Красной водой.
Оценить виражи старой конфигурации можно вот в этом видео, весьма впечатляюще даже за рулем кузовного автомобиля:


В таком виде трасса существовала до 70-х годов. Однако безопасность скоростного трека оставляла желать лучшего. Во время проведения Гран-при Бельгии 1960 года в гонке в двух различных инцидентах погибло сразу два пилота: Крис Бристоу и Алан Стэйси. Бристоу погиб на 19 круге, будучи выброшен из машины после того, как он потерял управление в повороте Malmedy. Стейси погиб на 24 круге после того, как в его шлем врезалась птица. На Гран-при Бельгии 1966 года Джеки Стюарт на своем BRM попал в очень серьезную аварию, врезавшись в сельский дом и получил переломы рук и ребер. После этого началась кампания по улучшению мер безопасности на трассе. В 1970 году в поворот Малмеди добавляется шикана, благодаря которой снижается скорость болидов. Но все равно в 1972 году трассу признают несоответствующей требованиям безопасности, и Гран-при перенесли на автодром недалеко от Брюсселя, а потом на автодром Зольдер.

Трасса подвергается масштабной реконструкции, длина ее сокращается в два раза, до 7 км, а старт перенесен на прямую перед шпилькой La Source (до этого первым поворотом трассы была именно Красная Вода!!) . Первый Гран-При после реконструкции автодром принял только в 1983-м году. Однако в отличие, например, от Нюрбургринга, Спа сохранила свой характер — это, по прежнему, скоростная трасса с быстрыми поворотами и большими перепадами высот.
Соотношение старого и современного трека:

В 1984-м Гран-При Бельгии вновь прошел в Зольдере, а с 1985 неизменно проводится в Спа (с перерывами в 2003 и 2006 из-за проблем с табачной рекламой и ремонта). С тех пор изменения в конфигурации трассы были лишь незначительные и в основном касались шиканы Bus stop и въезда на пит-лейн.

Ну и говоря о Спа нельзя не упомянуть и одного из самых успешных пилотов трассы, чья карьера тесно связана с этим великолепным автодромом. В 1991-м году на Гран-При Бельгии впервые вышел на старт Формулы-1 молодой Михаэль Шумахер, квалифицировавшийся сходу 7-м! В эту субботу Михаэль планирует широко отметить двадцатилетие этого события. В гонке тогда, правда, он не то что не увидел клетчатого флага, но даже и круга не проехал. Однако годом позже именно здесь будущий Семикратный одержал свою первую победу. Первую из 91-й.
Еще одним мастером бельгийской трассы по праву считается Кими Райкконен, выигравший 4 из последних 6-ти гонок. Кими, правда, в отличие от Михаэля, уже вряд ли увеличит счет своим победам в Спа.

А про Eau Rouge я вам рассказывать не буду. Потому что про этот поворот сказано уже немало хвалебных слов и пилотами, и журналистами, и болельщиками Ф1. Я предлагаю только одно видео, на котором неплохо видно, КАКОЙ же там всё-таки перепад высот!



@темы: Видео, история

Комментарии
2011-08-27 в 04:11 

Зе Пантейру
Jedem das Seine
А как же лучший, возможно, обгон в истории Формулы?!.:)

2011-08-27 в 05:33 

Violettmoon
Рано или поздно. Так или иначе. ©Макс Фрай
Да куда ж без него! Просто Спа настолько великолепна, что вспомнить все моменты в одном обзоре просто невозможно))) Там еще был эпичный стартовый завал и мордобой в боксах, да и еще много чего!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Ru.Formula-1

главная