Violettmoon
Рано или поздно. Так или иначе. ©Макс Фрай
Небольшое историческое превью Венгерского этапа.
© взято отсюда, сообщество ФОРМУЛА-1: Скорость, эмоции (Ф1) на my.mail.ru
© Lina Mar.

Автоспорт в Венгрии

Мы знаем европейские страны, где автоспорт хорошо развит, где немало автодромов (старых и новых), и про которые мы с уверенностью можем сказать «там зародилась Ф1». Можно ли отнести к таким Венгрию? Несмотря на то, что сие государство расположено в Европе, назвать автоспорт в нем развитым сложно. Единственным венгерским гонщиком Ф1 в энциклопедии упоминается Жолт Баумгартнер, участвовавший в 20 Гран При в 2003-2004 годах за Джордан и Минарди и набравший за свою недолгую карьеру всего 1 очко (на ГП США 2004 года).

Однако Венгрия знакома с гонками еще с начала 30-х годов…

Досье: Неплигет Парк
Построенный в 1860 году, длиной 5 км от центра Будапешта на юго-восток, Неплигет (Народный парк) по праву считается одним из лучших мест для отдыха в столице Венгрии.

В начале 30-х годов было много разговоров о проведении на территории парка европейского Гран При. И, наконец, 21 июня 1936 года состоялся первый Гран При Венгрии.
Из-за извилистого характера трассы более важной составляющей успеха была характеристика управления автомобилем, чем мощность двигателя.

Самыми мощными считались немецкие болиды Mercedes-Benz и Auto-Union, победившие в 1936 году на всех этапах, кроме венгерского, где шанс на победу блгодаря конфигурации трассы получил итальянский гонщик Тацио Нуволари, выступавший за Scuderia Ferrari.

Гонщик «серебряных стрел» Бернд Роземайер завоевал в той гонке поул, но из-за ошибки уступил лидерство и победу Тацио, управлявшему Alfa Romeo.
Вторая мировая война прервала автогоночную историю парка, позволив вернуться гонкам лишь в 60-х годах. Но то были гонки кузовных автомобилей, последняя из которых состоялась в 1972 году.
Возможность возвращения Больших призов в Неплигет серьезно рассматривалась Берни Экклстоуном, который ни жить, ни быть хотел двинуть болиды Ф1 за «железный занавес».
Венгерское правительство приказало исследовать возможность проведения гонок Ф1 на довоенной трассе. Однако, увидев план необходимых изменений, оно пришло к выводу, что лучше построить новый трек.
Решение о строительстве Хунгароринг поставило крест на гоночной истории Неплигет. Парк был навсегда «возвращен» народу: пешеходам, которые приезжают отдохнуть, и бродягам, которые там спят.
Обветшавший парк: неубранная листва, потрескавшийся асфальт, побитые бордюры... Зато это те самые бордюры, которые помнят дрожь воздуха от 12-цилиндрового мотора Auto Union.
Иногда кто-нибудь приходит и, проникнувшись историей парка, делает пару фотографий бывшей...первой венгерской трассы.
Предлагаю к просмотру ролик-фотокруг по Неплигет Парку.


Хунгароринг
Контракт на проведение Гран При был подписан Экклстоуном в 1985 году. Учитывая ситуацию с Неплигет Парком, строительство новой трассы должно было пройти в кратчайшие сроки. 01 октября рабочие приступили к созданию Хунгароринга в долине под Будапештом.

Через 8 месяцев строительство было завершено, а 24 марта 1986 года состоялось открытие трассы, принявшей первый официальный этап Формулы 1.

Гран При Венгрии традиционно проходит в августе месяце, когда о дожде сложно даже мечтать. Из-за сухой погоды на трассе появляется много пыли, а узкое дорожное полотно в купе со сравнительно низкими скоростями болидов, затрудняют совершение обгонов, на что часто жалуются гонщики, называя Гран При Венгрии самым сложным в календаре. Это они еще в Индии не гонялись))

Не чудо, а вполне заслуженная победа
Итак, в Венгрии гонщикам важно показать отличный результат в квалификации. Однако, как показывает статистика, более чем в половине случаев победителем становились совсем не обладатели поул-позиции, а гонщики, стартовавшие со 2, 3 или 4 позиций.
Не останутся без внимания и два героя, сумевшие одержать победу с 12 и 14 мест.

Найджел Мэнселл: 1989 год
Не сумев совладать с квалификационными шинами, грязной и пыльной трассой, Найджел Мэнселл, перешедший в 1989 году из Williams в Ferrari, квалифицировался лишь 12-м. Победить с такой низкой стартовой позиции на Хунгароринге, где обгоны затруднены, казалось невозможным.
Впечатления от итальянского журналиста Лео Туррини, видевшего гонку и победу Найджелла своими глазами.

В общем, Будапешт, августовское воскресенье 1989 года, я еще пользуюсь печатной машинкой фирмы Olivetti. Компьютеры уже появились, некоторые продвитнутые коллеги уже пользовались ними, но я нет.

Мэнселл был гением.
Думаю, что только он представлял себе как можно выиграть гонку, стартуя далеко позади, на трассе, которая не допускает обгоны.

И один. И второй. И третий. И еще. Он проходит всех. До тех пор, пока не пристроился в кильватер McLaren Сенны.

В крошечном прессцентре пахло гуляшом.

Все были единодушны: Айртон не уступит ни одного метра Льву и для Феррари будет хорошо, если гонка закончится вторым местом.
Я тоже был с этим согласен.
Ну вот, а потом.

Сенна появляется на прямой перед боксами, после того, как обогнал машину Йоханссона. Помните шведа? Хороший парень, большой ублюдок, остальное на ваше усмотрение.

Сенна появляется, и я вижу Мэнселла, который прячется позади машины шведа. Думаю, возможно, это была Onyx, я слишком устал, чтобы вспомнить статистику.
Ох, не знаю. Ударяю кулаком по столу.

Бог его знает как, Лев появляется словно из преисподней, застает Айртона врасплох и наказывает его. Незабываемо!

Вечером я написал комментарий для понедельничного выпуска газеты с цитатой Васко «Liberi liberi siamo noi…» ( мы свободны, свободны...).

Свободны от мыслей, что Феррари в то время могла только проигрывать. Я был очень признателен Мэнселлу.

Месяц спустя в Хересе, я встретился с Сенной. Один на один, я и он. Айртон был настроен поткровенничать и сказал мне: «Слушай, ты знаешь, что я считаю себя лучшим из всех и все же, я скажу тебе одну вещь. Когда я вижу Найджела в зеркале заднего вида, я впадаю в панику, потому что никогда не знаю, что этот парень придумает».


Вот тот самый, победный обгон. А говорят, невозможно.


Дженсон Баттон: 2006 год
Подвиг Мэнселла (победа с «низкого старта») повторил лишь Дженсон Баттон в 2006 году. Тогда он еще выступал за Honda. Это была первая победа в карьере Дженсона Баттона и единственная для Honda с момента возвращения японского автопроизводителя в мир Формулы 1 в качестве конструктора (если не принимать во внимание 2009 год, когда победы Brawn GP можно на полном серьезе считать победами вновь ушедшей Honda).

Гонку на Хунгароринге 2006 года сложно не назвать исключительной. Во-первых, два претендента на титул Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо стараниями стюардов, были оштрафованы прибавлением двух секунд к квалификационному времени: Алонсо - за обгон под желтыми флагами, а Михаэля – за обгон под красными.
С учетом штрафов немец занял 11 позицию на стартовом поле, испанец – 15.
Во-вторых, впервые за историю ГП Венгрии в день гонки пошел дождь.
Зрители увидели множество обгонов в исполнении двух лидеров чемпионата. Фернандо вскоре вышел на второе место, а Михаэль, побывав в аварии с Физикеллой и посетив боксы, оказался восьмым.
Не менее впечтляющую гонку проводил Дженсон Баттон, который как и лидеры стартовал из второй десятки (14 стартовая позиция) и решительно прорывался к своей первой победе.

Да и судьба к Дженсону была более благосклонна. Фернандо незадолго до финиша сошел из-за поломки крепления колеса.

Буквально на последних кругах сходом отличился и Михаэль, столкнувшийся с Ником Хайдфельдом.
По итогам этапа напряженная обстановка в борьбе за титул сохранилась, а Дженсон Баттон одержал вполне заслуженную и долгожданную победу.


Фелипе Масса: 2008-2009 годы
Особые отношения с ГП Венгрии сложились у Фелипе Массы. С самого начала своей карьеры у него не представлялось возможностей для победы на Хунгароринге. И вот в 2008 году после великолепного старта с 3 позиции, пробыв в лидерах всю дистанцию, за 3 круга до финиша вмешалась фортуна – отказ двигателя и сход. В той гонке единственную победу в своей карьере одержал Хейкки Ковалайнен (Макларен).

Его напарник – Льюис Хэмилтон, стартовавший в поула, после проигранного Массе старта затерялся где-то в глубине пелетона из-за прокола шины и финишировал 5-м.
После гонки весьма трогательные слова поддержки Фелипе высказал Рон Деннис: «Чтобы финишировать первым, сначала нужно финишировать!». Однако есть подозрения, что эти слова отчасти адресовывались и Льюису))))

Ну а 2009 год мы еще помним хорошо. Авария Фелипе, в результате которой он оказался в коме и восстанавливался весь год, переполошила многих. Что примечательно, Кими Райкконен в отсутствии напарника отработал, как говорится, и за себя, и за того парня. Стартовав 7-м, он финишировал в Льюисе Хэмилтоне от победы. Это был лучший результат Кими с начала чемпионата, ознаменовавший возвращение Феррари в борьбу за подиумы и победы…Точнее, за одну победу – в СПА.


Что готовит для нас Венгерская трасса в этом году? Осталось ждать совсем немного!

@темы: история